Проблема банковских инноваций является достаточно новой для экономической науки постсоветских стран, и этому можно найти, как минимум, четыре причины. Во-первых, теория инноваций первобытно и длительное время была направлена только на изучение закономерностей развития материального производства и научно-технического прогресса и вообще не изучала аналогичные процессы в сфере услуг, в том числе финансовых. На этих же фундаментах были разработанны и все законодательные, нормативные документы в этой сфере. Кроме того, сама специфика банковской деятельности провоцирует создание такого впечатления. Поэтому проблемы инновационности банковских учреждений до последнего времени не считались перспективной сферой научных исследований. В-третьих, одной из преград на пути изучения банковских инноваций, в том числе и в развитых странах, является недостаточность или даже полное отсутствие обобщенных фактических данных. Исследования инноваций в сфере производства традиционно базируются на анализе объемов финансирования НИОКР, количества оформленных патентов, информации об инновационно активных предприятиях и тому подобное. Относительно финансового сектора аналогичная информация практически отсутствуюет. Наконец, инновационная деятельность субъектов ведения хозяйства активизируется в условиях конкурентной среды, зрелых рынков, когда существенно уменьшаются или вообще исчезают другие источники органического роста. И только затем появляется фактический материал, который после накопления определенного объема становится объектом научного исследования, начинает нуждаться в теоретическом осмыслении и обобщении. Двухуровневая банковская система, которая функционирует на рыночных принципах, стала абсолютно новым сектором экономики постсоветских стран, которому было необходимо определенное время для становления, овладения основами ведения банковского дела, формирования конкурентного рынка и консолидации. Достаточно длительный период, учитывая огромную потребность в ссудных средствах реального сектора экономики и неохваченность населения банковскими услугами, банки могли получать значительные доходы в виде процентной маржи, за счет спекулятивных операций с иностранной валютой и операций на рынке облигаций внутреннего государственного займа. С начала 2000-х годов банки, которые намеревались остаться на финансовом рынке, начали выстраивать стратегии, которые стали инструментом приспособления к изменениям макроэкономической среды, на которую особенно повлиял финансовый кризис 1998 года. Инновационность для многих из них стала одним из существенных факторов роста, укрепления конкурентных позиций, привлечения и содержания клиентов. Эти тенденции уже не могли остаться вне поля зрения ученых и исследователей стран СНГ, в первую очередь, России. Вместе с тем, следует заметить, что инновации в финансовой сфере, в частности, в банковской деятельности, уже достаточно длительное время в разных аспектах изучаются учеными стран с развитой рыночной экономикой. Их научная наработка, творчески проработанная с учетом особенностей транзитивной экономики, которая существует и в нашей стране, может и должна стать отправной точкой для дальнейших исследований. Одним из первых в странах СНГ инновации в банковской сфере начал изучать русский ученый Э. А. Уткин, который в 1996 году опубликовал единолично и в соавторстве две работы, в которых употреблялся термин «банковские инновации» и анализировались основные закономерности управления инновационными процессами в коммерческих банках. Важнейшим является то, что им сразу был сформулирован «широкий» подход к пониманию банковских инноваций. Отмеченная терминология закрепилась в русской экономической науке, и в дальнейшем исследователи для характеристики инноваций в разных направлениях деятельности банков, как правило, используют категорию «банковские инновации». Подтверждением этому есть целый ряд работ — монографий, диссертаций, учебников, статей, которые были написаны в течение последнего десятилетия, в которых рассматривается сущность, классификация, закономерности развития банковских инноваций и организация и управление инновационной деятельностью банков. Вместе с тем, в западной экономической литературе инновационный процесс в банковском секторе, как правило, обозначается термином «финансовые инновации» (например, труды Фредерика С. Мишкина, Джозефа Синки-мл., Т. Коха и других), что делает правомерным его использование в этом смысле и русскими научными работниками. Как справедливо отмечает Г.М. Азаренкова, в данном смысле стоит выходить из объективных источников появления финансовых инноваций, которые предопределены финансовой сферой экономических отношений, в пределах которой функционируют и банки. Поэтому, на определенном этапе исследований данного круга проблем банковские инновации можно называть финансовыми. При использовании материалов гиперссылка http://finansy20.ru обязательна.Читайте также:
|