Светлое будущее банковской системы Казахстана наступило незаметно для большинства граждан. Подтверждением тому служат массовые жалобы клиентов Народного банка Казахстана на драконовские комиссии и скрытые списания с карт. И если даже не обращать внимания на вопли граждан Казахстана, большинство из которых волей-неволей являются клиентами Халык банка, нельзя игнорировать последствия данного «недоразумения», а именно растущую и без того инфляцию. Приводим текст Марины Жанобиевой Комиссионная нажива Халык или чем питаются «Народные» банки Казахстана? без изменений. В середине 2000-х годов многие эксперты сомневались в том, что жители стран Восточной Европы и Средней Азии будут пользоваться карточками. Однако они были посрамлены, так как сейчас самые горячие регионы роста карточных расчетов — это как раз бывший СССР. Граждане, прошедшие все аттракционы девальваций и других красивых процессов, в результате которых деньги уходили со счета в неизвестном направлении, по прежнему доверяют банкам. Интересно, что именно этот фактор служит важным вектором в инфляционных процессах, на которые мы так любим жаловаться. Дело в том, что мы сами даем банкам себя обдирать! Пускай приведенный ниже Halyk банк и покажется Вам эдаким хитрым мошенником высшего эшелона, не обольщайтесь… Другие банки Казахстана также могут неприятно удивить. Хоть и не до такой степени. Мелкие платежи — кормежка банковБанки, близкие к монопольным позициям не склонны начислять проценты на остатки средств, они всеми силами пытаются поддерживать заниженный курс покупки валюты и завышенный продажи. Но самая серьезная их подкормка — это мелкие платежи. Новая тарифная сетка Халык банка («Народного банка Казахстана») служит отличной иллюстрацией. Один из примеров на вскидку, при оплате PayPal c карточки Halyk Bank Вы можете потерять до 12% суммы, в зависимости от кросс-курса, выставленного с потолка гениальным «Народным» финучреждением. И это только цветочки. «Ягодки» подстерегают казахстанцев каждый день. Эквайринг: воруем налетуДля того, чтобы магазин мог продавать что-то по карточкам ему нужно соответствующее оборудование. Как правило это терминал, который может считывать магнитную ленту (для очень старых карт), чипы (чуть новее), бесконтактные чипы (прямо-таки инновация). Но оборудования мало — нужен банк, который производил бы списание средств со счета клиента и зачисление на счет продавца. Естественно, наибольшей привлекательностью для клиентов обладает банк, который владеет карточками большинства клиентов. Поэтому чаще всего эквайрером является самый популярный банк. Крупнейший эквайрер Казахстана — это Халык.
Пожив месяц на эквайринге торговец вдруг понимает — что-то в кассе не хватает каждой пятидесятой купюры. И увеличивает цены на 2-4% как компенсацию за понесенный ущерб. Со временем рост становится привычным. И чем больше карт скармливают граждане продавцу — тем очевидней будет желание продавцов поднимать цены. Де-факто, именно Халык банк становится двигателем товарной инфляции. Иногда вы недосчитываетесь денег на карте и недоумеваете — куда они ушли. Нет, терминал — не гарантия того, что с вас не будут списывать скрытую комиссию. В случае Халык Банка в нунте 4.1.1 мы читаем — если вы платите в пользу юридических лиц с помощью платежного терминала с вас снимут не менее 70 тенге. Не менее, а как правило, более!
Это далеко не все. В ряде случаев платеж не считается списанием, а считается переводом. К примеру, если вам пришла в голову мысль заплатить что-то в бюджет родного государства пару-двадцать тенге, то банк снимет 100 тенге. Платите за услуги связи? 100 тенге. За каждый чих банка будете платить вы — и зачастую гораздо больше, чем стоит услуга, которую вы оплачиваете. И если вы думаете, что в мире найдется еще хоть один банк помимо Halyk, который сдерет с Вас комиссию в 200 тенге за оплату часа парковки стоимостью 80 тенге, смеем Вас разочаровать. Халык единственный в своем роде зверь. Вполне вероятно, что где-нибудь в Папуа-Новой Гвинее, Зимбабве или Вануату также есть монстры своевольных списаний, но мы о них пока что не знаем. На вышеперечисленном и построена колоссальная сверх-выгодность «Народного банка Казахстана». На обдирании народа с его согласия и нежелании клиентов читать мелкий шрифт в договоре. При использовании материалов гиперссылка http://finansy20.ru обязательна.Читайте также:
|